Суббота, 24.02.2018, 20:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Аналитика

Стройнадзор – о последних изменениях в законодательстве
 

6 июня 2011 года прошел практический семинар «Современные изменения законодательства строительного надзора и экспертизы в Ленинградской области», организованный газетой «Строительный Еженедельник. Ленинградская область» при активном содействии Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области и ГАУ «ЛенОблГосЭкспертиза».
В этом номере мы публикуем вторую часть докладов специалистов, выступивших на семинаре. Третья часть докладов будет опубликована в следующем выпуске.
С докладом о требованиях к организации выполнения работ в области пожарной безопасности и организации строительного контроля за работами в области пожарной безопасности на объектах капитального строительства выступил Алексей Абузов, главный специалист сектора пожарного надзора отдела надзора за строительством объектов капитального строительства Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области.
Лицензирование и саморегулирование
С принятием изменений в законодательство о градостроительной деятельности и введением механизма саморегулирования строительной деятельности возникла особая ситуация с работами в области пожарной безопасности. Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» продолжает действовать и на сегодняшний день в части требований о необходимости лицензирования деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Сложилась ситуация, при которой организации, выполняющие работы в области пожарной безопасности, должны соблюдать как требования по получению свидетельств о допуске СРО, так и лицензий МЧС России практически на одни и те же виды работ.
Какие же работы в области пожарной безопасности на сегодня подлежат регулированию? Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и постановлению Правительства РФ от 25 октября 2006 года № 625 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности», которым утверждено положение о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, к работам в области пожарной безопасности, подлежащим лицензированию, относятся: монтаж, ремонт и обслуживание систем пожаротушения; систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации; систем противопожарного водоснабжения; систем дымоудаления; систем оповещения и эвакуации при пожаре; первичных средств пожаротушения (к первичным средствам относятся, кстати, пожарные краны); монтаж, ремонт и обслуживание противопожарных занавесов и завес, заполнений проемов в противопожарных преградах и их элементов; трубо-печные работы; работы по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
Таким образом, перечисленные работы на объектах капитального строительства должны выполняться только при наличии соответствующих лицензий МЧС России с указанием конкретных разрешенных видов деятельности.
Теперь к вопросу о саморегулировании. Третьим разделом приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» установлены следующие виды работ при строительстве в области пожарной безопасности, для выполнения которых необходимо получение соответствующих свидетельств о допуске, выданных саморегулируемой организацией:
– пункт 12.3. Защитное покрытие лакокрасочными материалами (при выполнении работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах);
– пункт 12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования;
– пункт 23.6. Монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации (при выполнении работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах);
– пункт 24.10. Пусконаладочные работы систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств (при выполнении работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах);
– пункт 24.11. Пусконаладочные работы автономной наладки систем (при выполнении работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах);
– пункт 24.12. Пусконаладочные работы комплексной наладки систем (при выполнении работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах);
– пункт 32.6. Строительный контроль за работами в области пожарной безопасности.
К сожалению, обделены вниманием многие довольно сложные работы по системам обеспечения пожарной безопасности, например по монтажу систем дымоудаления.
Как видно, законодательством о пожарной безопасности установлен более конкретный и обширный список работ, требующих получения специального разрешения на их выполнение в виде лицензии.
Контроль безопасности
Самые большие проблемы возникают с применением п. 32.6 приказа № 624, а именно с организацией строительного контроля за работами в области пожарной безопасности. Прежде всего это связано с тем, что очень редко на строительных площадках организована работа по строительному контролю так, как это требуется законодательством и нормами. Это касается как непосредственно выполнения работ, так и получения свидетельств о допусках СРО на работы по строительному контролю. Например, стройки Ленинградской области, где работы по строительному контролю в области пожарной безопасности выполняются организациями, имеющими соответствующее свидетельство о допуске СРО, можно пересчитать по пальцам.
К сожалению трактовка п. 32 приказа № 624 Минрегиона не вызывает однозначного понимания у всех участников строительства. Так, что касается п. 32.6 «Строительный контроль за работами в области пожарной безопасности», многие считают, что раз большинство работ в области пожарной безопасности отмечены звездочкой, то есть требуют получения свидетельства о допуске только при выполнении работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, то и получение свидетельства о допуске на строительный контроль за данными работами тоже необходимо при выполнении работ только на данной группе объектов. Это мнение в корне ошибочно, так как п. 32.6 звездочкой не отмечен, соответственно свидетельство о допуске к данному виду работ необходимо при выполнении работ на всех объектах капитального строительства, на которые распространяется действие приказа № 624 Минрегиона. Логика на наш взгляд понятна: да, сами работы на объектах могут выполняться организациями, не имеющими свидетельства о допуске, но контролировать работы должна организация, имеющая соответствующее свидетельство о допуске к строительному контролю.
Возникают вопросы и по поводу применения самой формулировки п. 32 приказа № 624 Минрегиона, которая звучит так: работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Если дословно понимать данную формулировку, то складывается впечатление, что данное требование действует только при привлечении застройщиком или заказчиком какого-либо лица к выполнению строительного контроля по договору. А если еще учесть, что сами функции заказчика и застройщика не отнесены к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, складывается впечатление, что застройщик или заказчик может выполнять работы по строительному контролю за работами, указанными в п. 32, и без получения свидетельства о допуске к ним. Это заблуждение.
Если обратиться к ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, то мы обнаружим там следующее требование (дословно): виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Что выявляется на практике при проверке объектов? Очень редко, но уже бывает, что работы в области пожарной безопасности и строительный контроль за данными работами ведутся организациями со всеми требуемыми свидетельствами о допусках, но качество работ при этом нисколько не возрастает. Когда мы стали разбираться в причинах, то выясняется, что специалисты, которые выполняют работы и осуществляют строительный контроль, далеки от пожарной безопасности как по образованию, так и по опыту работы.
В общероссийском классификаторе существует специальность «пожарная безопасность». Согласно ч. 8 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам является в том числе требование о наличии у индивидуального предпринимателя или юридического лица работников, имеющих высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом не менее чем три работника должны иметь высшее профессиональное образование или не менее чем пять работников – среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее чем ...ну и т. д. Вроде бы к работам в области пожарной безопасности было бы логично привлекать специалистов с образованием «пожарная безопасность», но не тут-то было. Просмотрев примерно 20 сайтов саморегулируемых организаций, мы нашли примерно у пяти СРО требование о привлечении специалистов с образованием «пожарная безопасность» к работам по огнезащите, к работам по монтажу систем автоматики, которые также являются работами в области пожарной безопасности, – у одного СРО, и к работам по строительному контролю в области пожарной безопасности – только у двух СРО.
Конечно, неправильно и некорректно критиковать молодой и развивающийся механизм саморегулирования. Понятно, что вся система находится в стадии становления и будет формироваться еще как минимум несколько лет. Мы надеемся, что и регулирование работ в области пожарной безопасности разовьется в полноценный механизм.
Ольга Дубинина, ведущий специалист сектора санитарно-эпидемиологического надзора и экологического контроля Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, рассказала о требованиях санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Новые правила
В настоящее время наша страна переходит на международные стандарты качества, вследствие чего постоянно обновляются санитарно-эпидемиологические требования, выходят новые технические регламенты, санитарные правила и другие нормативные документы.
В «Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений» 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года в ст.10 отражены требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях. Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы при проживании и пребывании человека в здании или сооружении не возникало вредного воздействия на человека в результате физических, биологических, химических, радиационных и иных воздействий, а также чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения обеспечивались безопасные условия для проживания и пребывания человека в зданиях и сооружениях по следующим показателям: по качеству воздуха в производственных, жилых и иных помещениях зданий и сооружений и в рабочих зонах производственных зданий и сооружений; качеству воды, используемой в качестве питьевой и для хозяйственно-бытовых нужд; по инсоляции и солнцезащите помещений жилых, общественных и производственных зданий; по естественному и искусственному освещению помещений; защите от шума в помещениях жилых и общественных зданий и в рабочих зонах производственных зданий и сооружений; по микроклимату помещений; регулирование влажности на поверхности и внутри строительных конструкций; по уровню вибрации в помещениях жилых и общественных зданий и уровню технологической вибрации в рабочих зонах производственных зданий и сооружений; уровню напряженности электромагнитного поля в помещениях жилых и общественных зданий и в рабочих зонах производственных зданий и сооружений, а также на прилегающих территориях; уровню ионизирующего излучения в помещениях жилых и общественных зданий и в рабочих зонах производственных зданий и сооружений, а также на прилегающих территориях.
Требования к зданиям и сооружениям, установленные техническим регламентом, не применяются к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований; к зданиям и сооружениям, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований; к зданиям и сооружениям, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований.
В развитие технического регламента принято распоряжение Правительства РФ № 1047-р от 21 июня 2010 года, которым утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
С 20 мая 2011 года вступил в силу ряд сводов правил, которые являются актуализированной редакцией ранее действующих СНиПов. Согласно информации, размещенной на сайте Минрегионразвития, перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ, будет меняться. Требования санитарных норм и правил в части проектирования и строительства включены в соответствующие своды правил, также новые своды правил содержат ссылочные пункты на действующие санитарные нормы и правила, применяемые при проектировании и строительстве.
В связи с необходимостью дальнейшего упрощения, снятия административных барьеров и избыточных требований при установлении размеров санитарно-защитных зон (далее – СЗЗ) для промышленных объектов и производств были внесены изменения № 3 в СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», в соответствии с которыми санитарно-защитные зоны устанавливаются:
– для вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов, находящихся в стадии технического перевооружения, при увеличении мощности, изменении технологических процессов, применении технологий, не имеющих аналогов на территории Российской Федерации, которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека;
– для действующих промышленных объектов и производств I, II и III и IV классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами и превышением уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений выше установленных гигиенических нормативов, что вызывает обоснованные жалобы населения;
– для действующего объекта или производства в случае принятия решения администрацией городского или сельского поселения, обращения руководителя (заказчика) указанного объекта с просьбой об установлении санитарно-защитной зоны.
При размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации, при невозможности соблюдения размеров ориентировочной СЗЗ, необходимо обосновать размещение таких объектов ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и акустическими расчетами. Проект санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования атмосферного воздуха и измерения уровней шума не проводятся.
Размещение жилой и другой нормируемой застройки в границах ориентировочных санитарно-защитных зон действующих предприятий, производств, сооружений и иных объектов не допускается.
Гипогеомагнитные поля
Хотелось обратить внимание на введенный в действие с 15 мая 2009 года СанПиН 2.1.8/2.2.4.2489-09 «Гипогеомагнитные поля в производственных, жилых и общественных зданиях и сооружениях».
Вышеуказанные санитарные нормы и правила действуют на всей территории Российской Федерации и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к гипогеомагнитным условиям (ГГМУ) в производственных, жилых и общественных зданиях и сооружениях. Данные санитарные нормы и правила устанавливают предельно допустимые уровни (ПДУ) ослабления геомагнитных полей (ГМП), а также требования к методам контроля ГГМУ и лечебно-профилактическим мероприятиям.
Требования санитарных норм и правил должны соблюдаться при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации производственных объектов, включая транспортные и транспортно-технологические средства, жилых и общественных зданий.
По окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства необходимо проведение лабораторных исследований гипогеомагнитных полей.
Развитие государственной и частной систем здравоохранения привело к изменениям в санитарном законодательстве. 17 сентября 2010 года были введены в действие СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Данные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.
С 1 сентября 2011 года начнут действовать новые СанПиН 2.4.2..2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года №189 и зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 года. "Строительный Еженедельник"©, № (10-LO) от 03.08.2011


Источник: http://asninfo.ru/se/article/42678
Категория: Аналитика | Добавил: Admin (25.08.2011) W
Просмотров: 754 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]